Я хотела писать этот эпический псто, когда пересмотрю «Конец времени». Но дозрела до написания поста раньше, чем дозрела посмотреть. Я вообще «Конец времени» с трудом смотреть могу. Причем, как сейчас понимаю, не по-хорошему с трудом. Не так, как с трудом смотрю «Скандал в Белгравии».
(Да, Моффат подкрадывается из-за кустов. Чувствуете его зловещую поступь?.. Правильно чувствуете). Я уже говорила где-то там, внизу, по поводу мини-спешла с Восьмым, что историю с Войной Времени очень близко к сердцу воспринимаю. Это личное. Я очень близко к сердцу воспринимаю художественные произведения, которые накладываются на личный жизненный опыт. И эта история об огромной потере, сожалении и чувстве вины каждый раз у меня ножом в сердце ковыряет, при каждом упоминании.
Дохренищща букв...Так вот, с «Концом времени» мне всегда не по-хорошему тяжело. Я его боюсь. Я его, честно сказать, не люблю где-то в глубине души. Там много прекрасного, там Мастер и их переглядки с Доктором в конце, за которые можно отдать правую почку и еще руку впридачу. Но все равно... Понимаете, когда тебя повторно прогоняют через травматический опыт, это может быть терапевтичным, а может быть ретравматизирующим. Для Доктора «Конец времени» — ретравма, и для меня тоже, каждый раз, когда я его смотрю. Там нихрена нет никакой надежды, там плохо всё и у всех, там полный беспросветный пиздец. И Одиннадцатый именно из-за этого уже не травматик, как Девятый и Десятый, а ретравматик. У него тоже нет надежды, никакой. Поэтому он забывает. Пытается забывать. Потому что жить с этим нельзя, изменить это невозможно, а надежды нет никакой. Это самое страшное, что можно сделать с травмой: начать целенаправленно забывать, «сколько детей на Галлифрее было в тот день». И Доктор конечно врет, себе в первую очередь. Оно не забывается, оно уходит в глубину, туда, где плавают жуткие слепые рыбы и гнездятся мегалитические чудовища. Оно становится одним из этих чудовищ там, в глубине. Если из чего и мог бы получиться Валеярд — так из этого вот, огромного, слепого, зубастого, зарытого на колоссальной глубине чувства вины, чувства горечи и потери.
Я после конца седьмого сезона Валеярда ждала и боялась. Я знаю, как хорошо умеет Моффат попадать в самые чувствительные точки моего мозга, и с затаенным ужасом предвкушала. И «День Доктора» предвкушала с тем же затаенным ужасом. Потому что Война Времени. Я боялась, что нас с Доктором ретравмируют в третий раз. И что мы с Доктором этого уже окончательно не переживем. А потом серия наконец вышла... И я поняла, что Моффат для меня во второй раз сделал большое личное чудо. Такое же, какое сделал два года назад «Скандалом». Он достал весь мой хтонический ужас из глубин, снова станцевал на нем джигу — и меня попустило. Моффат починил мне «Конец времени». Жуткий, ретравматизирующий, беспросветный. Просто взял и починил. Не Временную Войну, а именно эту проклятущую прощальную серию РТД, от которой мне хочется забиться под стол и грызть линолеум.
Это всего три слова, очень важные, когда тебе хреново: «все равно можно». И дело тут не в тайми-вайми, в «Шерлоке» он то же самое проделал безо всякой фантастики. Да-да, я в курсе, что его только ленивый не пнул за сюжетную неправдоподобность концовки. Да в пень сюжетную правдоподобность, я даже драться за нее не собираюсь, считайте как угодно. Это вообще не важно. Важно — то, что происходит с персонажами. Важно, что вот есть человек, ему херово, но он понимает, что все равно можно... все равно можно поехать в Пакистан, все равно можно дождаться звука смски, все равно можно прилететь на ТАРДИС в самый страшный день своей жизни, чтобы просто встать рядом, все равно можно не нажать чертову большую красную кнопку... Все равно можно что-нибудь сделать, чтобы... нет, не «всё исправить», так не бывает. Можно что-нибудь сделать, чтобы твой личный ад прекратился. Всегда можно. Что-нибудь. Всегда можно вытащить себя из ада за волосы. Ад не вечен. NO MORE. Gallifrey falls no more.
У меня есть такая особенность: в ситуациях сильного нервного напряжения у меня отрубает эмоции, напрочь. Остается только «вечное сияние чистого разума». Что-то вроде защитного механизма на случай ядерной войны: позволяет в критической ситуации быстро и эффективно соображать. А вот когда критическая ситуация заканчивается, меня начинает пидорасить. У этой особенности есть побочный эффект: на сильно эмоционально цепанувшие меня вещи я реагирую с задержкой. Иногда это минуты, иногда часы. На то, чтобы отреагировать на «День Доктора», мне понадобилось трое суток. Кажется, это рекорд...
Не поймите меня неправильно. Я не прошу никого полюбить серию, если она не понравилась. Не хочу, чтобы вы любили Моффата — это всё ваше личное дело, не моё. И уж тем более я никоим образом не хочу наехать на РТД. Я люблю РТД, он мне подарил моего любимого Доктора и мою любимую на данный момент спутницу. Хотя именно их я ему, в конечном счете, и не могу простить в конце четвертого сезона: Донну, которая забыла, и Десятого, которому снова пришлось вспоминать и выбирать. Он с ними чудовищно обошелся, но я его люблю всё равно. Однако лично для меня — только для меня — суровая правда жизни в том, что РТД меня убил, а Моффат воскресил. Я там, вместе с Илэвеном, переживала это дивное чувство, когда у тебя изнутри уходит ад. Преисподняя, которую ты носил в себе годами. И это самое волшебное, самое удивительное, самое докторовское, что только можно себе представить. Юбилей удался, маза факин год. Лично у меня (лично у меня, я уже замучилась делать эту оговорку, но буду продолжать ее делать всё равно) — удался на 210%
Мне искренне жаль тех, у кого Моффат — совершенно не их сорт Сказочника. Это очень неприятно и обидно, когда magic doesn't work, я понимаю. Умозрительно понимаю. Но совершенно не могу «постоять в их ботинках» эмоционально. Потому что на меня всё сработало. И я знаю, что Мофф — настоящий Сказочник. Не подделка, не косплеер, не злой волшебник, коварно маскирующийся под... Сказочник. Который рассказал мне именно ту Сказку, которую мне очень давно нужно было услышать. И я очень рада. Я сижу, размазываю по щекам радужные сопли — и очень рада. Это было чудо. Gallifrey falls no more. За это стоит выпить. За это — и еще вот за это лицо:
Будьте здоровы, живите богато.
*отваливается куда-то вбок, слышен глухой удар об пол*Ху-обзорам
@темы:
Ирэн,
просто Доктор,
чудо-трава,
шерлен,
повадки хомосапиенсов,
дерби в Кентукки упадочно и порочно,
майндфак,
Шерлок
Вечером перечитаю мож что умное скажу.
А скорее всего неумное.Тайлин,
Antitheos, мне кажется, травмирующий опыт тут ничего особо не добавляет, кроме большей эмоциональной включенности и желания бить по голове плюшевым далеком всех, кто сокрушается, что Докта теперь не будет героически страдать =)
И дело тут не в тайми-вайми, в «Шерлоке» он то же самое проделал безо всякой фантастики.
И про сказочников мысль еще. Просто буквально на дня читала прямо противоположное - сказка была у РТД
, Моффат убийца. И долго не понимала, потому что при всем уважении РТД был для меня кем угодно, но только не сказочником. Я сказки в детстве обожала и как мухи там люди не мрут, скорее уж в моффат-стайле. РТД я воспринимала скорее как летописца суровой реальности. А потом дошлону тупенькая я, сказки и сказочники тоже разные бывают. И кому-то больше нравится Ганс Христиан Андерсон, а кому-то Шарль Перро.Именно! Мне, на самом деле, нравятся оба варианта. Вот финал четвертого сезона - единственный момент, на котором для меня РТД все же пересек грань, которую пересекать нельзя, когда рассказываешь сказку. потому что в сказке должен быть ХЭ, какой бы пиздец не творился в процессе. А Доктор и Донна из сказочной схемы в конце сезона вылетают. То, что Донна вышла замуж и жила долго и сачстливо, меня нихрена не утешает. Сказочная логика нарушена: героиня путешествовала, много повидала, потом все к чертям забыла и жила долго и счастливо. Ну и зачем тогда было все предыдущее? Это нарушает сказочную логику развития персонажа, где он много повидал, и это его изменило так, что стал возможен ХЭ. с Доктором наоборот - герой путешествовал, много повидал, а в конце получил ад, пиздец и апокалипсис с полным разочарованием в себе, жизни и людях.
Никогда не любила Андерсона, в детстве даже боялась его сказок.Для меня даже Конец времени лучше, потому что там Мастер. Хотя... Когда его не стало, тоже чуть не запустила)))ь Все стало тлен и потеряло смысл) И я до последнего надеялась, что Донны хоть побольше будет.
Часть фандома как будто может видеть истинные эмоции персонажа только когда их показывают явно-много-доооолго, как у РТД. А Моффат такой гад, он не разжевывает (да и, кмк, не умеет в драму так, как РТД, и слава богу), он редко, аккуратно, осторожно - ведь слишком личное, слишком болезненное еще. У наркоманов ангста же от такого начинается страшная ломка :/
это просто разные жанровые-стилистические предпочтения. что нормально до тех пор, пока не возводится в ранг вселенской трагедии. увы, при разных шоураннерах у одного сериала такая фигня практически неизбежна. как и битвы на тему "какой Доктор доктористее". хотя неизбежность подобной фигни не делает ее, с моей точки зрения, более осмысленной. и правильной.
ну да, мне повезло - мне нравится Мофф. кому-то не нравится, им не повезло. при этом если б после РТД пришел не Мофф, это бы тоже кому-нибудь не понравилось ))) проблема РТД ровно в том, что он был первым в ньюскуле, и все, кто смотрел сериал изначально, любят РТД, так или иначе )) а вот Моффа уже любят не все ))) отсюда возникает иллюзия, что РТД со всех сторон охуенный и идеальный. но это фигня: просто те, кому не нравится РТД, в принципе сериал смотреть не стали. как мой муж, например )))
Дааа... я так двоим людям наивно посоветовала начать с РТД, когда надо было на самом деле с Моффа) плевались очень.
Вы очень-очень точно выразили то, что у меня в голове никак не складывалось из "абыр" в членораздельно-ступенчатое.
это дивное чувство, когда у тебя изнутри уходит ад.
Oh yes, it is.
Who is birthday-boy now?
Я тоже считаю, что это чудо и невозможный подарок. Надежда. Возможность простить самого себя.
Не бесконечно вытаскивать себя за волосы из болота под названием "Gallifrey falling" до сих пор помню этот крик в конце времени . А взять и вытащить. Простить. Выпустить.
Gallifrey falls no more.
И можно ещё небольшой исследовательский вопрос, вы случайно не чёрный этик? Очень чёрно-этичное отношение к творчеству, как мне кажется. ))
И можно ещё небольшой исследовательский вопрос, вы случайно не чёрный этик?
ноуп, я этик белый, как снег на вершине Памира )))) творческая белая этика )))