14:12 

Если с другом вышел в путь — веселей дорога!

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
Я внезапно пришла опять говорить с вами про третий сезон Шерлока... Что интересно, вообще не из-за свежих дополнительных материалов и не про них нисколько. А вовсе даже про Джона. Пока меня финалом Доктора не накрыло, мне нужно это записать, раз уж я его подумала...

Вот есть у нас в фандоме штамп, который я очень не люблю. В этом штампе Джон — заботливый «взрослый», вплоть до мамочки в фартуке (интересно, кстати, что мамочки, а не папочки, когда он при этом еще и сверху в слэше, Фрейд на это все смотрит и плачет оттакенными слезами), а Шерлок, соответственно — ребенок, который в крайнем проявлении даже покушать самостоятельно не может. Но даже без впадения в крайности, в умеренном виде, это прослеживалось очень часто: Джон взрослее, Джон разумнее (в том простом бытовом смысле, в котором очень умный Шерлок иногда не понимает элементарных вещей). Я всегда говорила, что это, мягко говоря, не совсем так, и не только я. Но штампы — они на то и штампы, чтобы жить вне зависимости от мнения отдельных людей, даже если их солидное количество.

И тут вдруг — БАМ! — третий сезон нафиг этот штамп ломает. Я бы сказала, нечинибельно ломает. Если учитывать третий сезон в принципе, от чего многие отказываются по тем или иным причинам, поддерживать этот штамп довольно сложно. Потому что в третьем сезоне Шерлок, со всеми своими закидонами, периодически ведет себя взрослее и разумнее, чем Джон. Я бы сказала, третий сезон их до некоторой степени уравнивает, с одной стороны, в инфантилизме, с другой — в условной «хорошести». То есть, говорить, что вот Джон — хороший человек, а Шерлок — не такой уж хороший, но любим мы его не за это, тоже уже не выходит. Оба молодцы и друг друга стоят.

Но это, конечно, не является никаким разрушением характеров персонажей и концепции двух предыдущих сезнов, а также отношений между ними. Это является всего лишь разрушением штампа, который к тому же существовал не в сериале, а исключительно в фанатских головах. Нам внезапно показали, что Джон — не более хороший, а просто более конформный, чем Шерлок. И путать конформность с хорошестью — большая ошибка. Шерлок периодически бывает до крайности неконформным, когда бы следовало побыть немножко конформнее, и ему это выходит боком. Но Джон иногда бывает до крайности конформным, когда следовало бы побыть немножко неконформнее — и это тоже выходит ему боком. Это вообще не про мораль, на самом деле. Про этику — да. Джон этичнее, он очень этичный. А Шерлок — очень неэтичный. Это ничего не говорит о том, какие они люди, хорошие или плохие. Хорошие, на самом деле, просто немного ебанутые. А иногда и не немного.

Строго говоря, если посмотреть непредвзятым взглядом, то Шерлок — куда более психологически здоровое и менее психотравмированное существо, чем Джон. У него нет сестры-алкоголички. Чесслово, Майкрофт — это намного лучше, чем сестра-алкоголичка. У него нет ПТСР после армии. У него нет приступов депрессии. Циклоидность к клинической депрессии имеет столько же отношения, сколько шизоидность к шизофрении. А у Джона приступов депрессии было аж два. Оба по серьезным причинам, но он таки натурально к депрессивности склонен. Он очень сложный и травмированный человек. Довольно странно рассчитывать, что, при более-менее достоверном написании персонажей, человек с таким бэкграундом ни разу не вляпается ни в какой кризис. Ну вот он в него и вляпался в третьем сезоне, по уши.

А дальше начинается интересное. Потому что третий сезон, на самом деле, не про то, что Джон похудшал, а Шерлок поняшнел. И оба внезапно и ни с фига. Предпосылки были и у того, и у другого. А потом обстоятельства так сложились. Но вообще-то это история про то, как на самом деле выглядят отношения двух взрослых самостоятельных людей. Про то, что если один из двоих попал в какую-то жопу, второй его из этой жопы вытаскивает. Да, периодически подзабив на собственные потребности и собственное благополучие, временно, потому что второму — плохо. И он пока что не в состоянии, как обычно, обеспечивать тот спектр твоих потребностей, которые обеспечивает обычно. Поэтому соберись, тряпка, стисни зубы и вытащи близкого человека из кризиса. Да, это на самом-то деле мало чем отличается от физической болезни, просто немощь не телесная, а психическая. И человек в кризисе на некоторое время становится психически дисфункционален. Вы же не будете пинать другого ногой и спрашивать "чо не бегаешь?", если у него перелом? Ну вот, имхо, примерно так же странно предъявлять третьесезонному Джону претензии, что он о Шерлоке мало заботится. Вы не видите, что человеку плохо?

Шерлоку, при всех его третьесезонных расколбасах, на самом деле действительно намного лучше. Он, помимо прочего, еще и окружен кучей любящих поддерживающих людей. Даже Ирэн ему цвяточек прислала вон, а к Джону сестра на свадьбу не пришла. Почувствуйте разницу. У Джона есть два близких человека: Шерлок и Мэри. Это в принципе очень мало для того, кто настолько сильно ориентирован на других людей. Тоже довольно странно, что многие не заметили этого диссонанса. А он буквально вопиет о том, что Джон глубоко не в порядке. С самого начала глубоко не в порядке. И Шерлок его из этого за уши вытаскивает еще в первом сезоне, пусть во многом невольно. Хотя как минимум отчасти — вполне сознательно, вспомните историю с тростью. После «смерти» Шерлока из нового кризиса Джона вытаскивает Мэри. Ну и потом оба этих чудесных человека, которых Джон искренне любит и ценит, и которые по-настоящему любят и ценят его, подкладывают ему по гигантской такой жирной свинье. Оба врут. Оба делают этим Джону очень больно. А ему больше некуда пойти и не на кого опереться. Кроме сестры-алкоголички и Майка Стэмфорда, который, конечно, хороший человек, но вообще-то не дальше посиделок в баре по пятницам.

Мне очень нравится, что в третьем сезоне они меняются местами. Что Шерлок берет на себя роль «взрослого», который организует Джону идеальную свадьбу, а потом тащит его за шкирку через кризис, чтобы он не смел падать мордой в болото, не смел, не смел. Это большой поступок для любого человека, а для Шерлока — эгоцентричной скотины, которая не заваривает себе чай и не готовит еду не потому, что не может, а потому что миссис Хадсон прекрасно сделает все за него, так и зачем париться — прямо-таки подвиг. Но это очень правильно. Да, топчет сапогом эдельвейсы, но это те эдельвейсы, которые очень даже следует топтать. Идеализации отношений, очень сильно портящие людям жизнь.

Первая — она про то, что можно быть всем таким байронически-цинично-непонятым странным инфантилом, а потом придет добрый человек и станет заботиться о тебе и примет тебя таким, какой ты есть. Нет, дорогие. Придет такой же больной на голову чувак, как и вы сами, и рано или поздно, если он конечно для вас что-то значит, вам придется тащить его за шкирку по болоту, чтобы он туда мордой не упал. Потом он, наверное, сделает вам чай, как обычно, но вы уже ясно осознаете, что чай — это какая-то херня. Ну или можете никого никуда не тащить, сидеть в эмо-углу и плакать, что вот вы в очередной раз поверили, а вас обманули в лучших ожиданиях и предали. Пока другой коллапсирует мозгом до состояния полной невменяемости.

Вторая — она про то, что вы такой прискачете весь хороший на белом коне и украсите жизнь другого человека дивным собой. Будете его любить, кормить, прощать, скрасите его одиночество и станете ему светом в оконце. На деле же другому придется терпеть ваши многочисленные заебы, а когда у вас случится истерика — бить вас по морде, повторяя: «Приди в себя, сука! Быстро приди в себя!» И это настоящие отношения, девочки и мальчики. Это любовь. Это преданность. Это доверие. Это забота. Они вот такие. А то, что вы в любовном романе и романтическом слэшном фике прочитали — выкиньте в мусоропровод. Предварительно можете сжечь. Чтобы морок спал эффективнее.




@темы: повадки хомосапиенсов, майндфак, дерби в Кентукки упадочно и порочно, Шерлок, Джон Ватсон, чудо-трава

URL
Комментарии
2014-11-08 в 14:22 

EtoMaj
Койот, это класс.

2014-11-08 в 14:24 

.frau Martha
медь звенящая
Отлично сказано же! Спасибо.

2014-11-08 в 14:34 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
URL
2014-11-08 в 15:32 

racoonpam
...and just be magnificent
Аплодирую стоя, как всегда.
А в каноне по-вашему, оно как?

2014-11-08 в 15:34 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
racoonpam, что именно в каноне как?)

URL
2014-11-08 в 15:42 

silent_tardis
Красивые похороны не гарантируют райские кущи
Спасибо) Здорово Вы все прописали) А еще мне кажется, что Джон в третьем сезоне такой немного отмороженный, потому что у него эмоциональное выгорание. Потому что слишком много жести в жизни досталось. А потом приходят Мери с Шерлоком и его из этого всего вытаскивают.
Первая — она про то, что можно быть всем таким байронически-цинично-непонятым странным инфантилом, а потом придет добрый человек и станет заботиться о тебе и примет тебя таким, какой ты есть. Нет, дорогие. Придет такой же больной на голову чувак, как и вы сами, и рано или поздно, если он конечно для вас что-то значит, вам придется тащить его за шкирку по болоту, чтобы он туда мордой не упал. Потом он, наверное, сделает вам чай, как обычно, но вы уже ясно осознаете, что чай — это какая-то херня. Ну или можете никого никуда не тащить, сидеть в эмо-углу и плакать, что вот вы в очередной раз поверили, а вас обманули в лучших ожиданиях и предали. Пока другой коллапсирует мозгом до состояния полной невменяемости.
Кстати, это еще и про отношения Мери и Джона можно написать. И вообще про весь сезон: если ты долбанутый, то с чего те, кто тебя окружает, должны быть менее долбанутыми? И если они тебя терпят такого и любят, то и ты их тоже люби и терпи)

2014-11-08 в 15:47 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
А еще мне кажется, что Джон в третьем сезоне такой немного отмороженный, потому что у него эмоциональное выгорание.
На самом деле да. Там не то чтобы совсем крайняя стадия, но я узнаю это замечательное состояние прям по многим признакам... При этом Джон, собственно, большой молодец, что пытается с ним справляться и делать то, что надо делать. Но требовать от него в таком состоянии чего-то у меня рука не поднимается. Собственно, единственное, что от человека в этом состоянии можно требовать — это лечь и пить бульончик.

URL
2014-11-08 в 17:08 

Akitosan
Был бы я не светел - заварил бы зелье, Может ты заметил - у меня веселье... (Аукцыон)
а я не люблю штамп "Джон тупой":facepalm:

2014-11-08 в 17:10 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
Akitosan, о да... не, с точки зрения Шерлока понятно, что все вокруг тупые))) но когда Джон тупой относителньо среднего человека - это фигня какая-то. нормальный он. хоть и валенок периодически.

URL
2014-11-08 в 17:22 

masha_kukhar
О, даже при моём отношении к сезону в целом, этот вот удар по штампу мне в нём понравился :)
Поскольку по первым сезонам я не считала, что Шерлок - плохой эгоист, а Джон - заботливый страдалец, и что бытовая "удобность" или "неудобность" - показатель "хорошести", то меня как раз такие штампы в фанфикшн напрягали :)

2014-11-08 в 17:28 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
masha_kukhar, на самом деле одна из вещей, которые я очень ценю в Моффате - это как раз то, что он и в Докторе, и в Шерлоке постоянно пинает вот такие вот фетишизации нездоровых отношений. Не думаю, что прям специально с дидактическими целями, просто так он видит. И мне прям очень нравится. "Нет, это не идеальные отношения вашей мечты, это нездоровая фигня, от которой вы огребете кучу проблем".

URL
2014-11-08 в 17:29 

silent_tardis
Красивые похороны не гарантируют райские кущи
При этом Джон, собственно, большой молодец, что пытается с ним справляться и делать то, что надо делать. Но требовать от него в таком состоянии чего-то у меня рука не поднимается. Собственно, единственное, что от человека в этом состоянии можно требовать — это лечь и пить бульончик.
ну, так мы видим его, когда он уже отходить начал, пытаться хотя бы. Мери опять же у него на начало сезона уже появилась. Но да, требовать от него эмоциональности и открытости первого и второго сезонов - это как-то уж чересчур.

2014-11-08 в 21:15 

Пламя Таннэк
Нам необходимо Искусство, чтобы не умереть от Правды. (с)
И штамп был почему-то - Шерлок и не знает, что еду пережёвывают) Как до Джона дожил, как, Холмс?) У Дойля спокойно себе ел, пил, спал, расследовал, по театрам ходил, и Уотсон не писал - бегал за Холмсом с ложечкой - скушайте за Мориарти, ложечку за Грегсона, за Лестрейда...

Вот почему он такой худой, это не от курения!! :laugh:

И вспомнилась сцена, где Джон упрекает Майкрофта, что у Шерлока всего два телефонных номера в телефоне, всего два близких человека, как и у самого Джона по третьему сезону видно. Он вообще не особо открытый человек же. Хороший, но не склонный к откровенности со всеми и это замечательно!) Кхм, кхм, то есть разумно.

2014-11-08 в 21:33 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
Пламя Таннэк, до Джона Шерлок голодал. И два года в Сербии голодал. И не стригся даже. Вон только когда Майкрофт его поймал спас, заставил постричься.

И вспомнилась сцена, где Джон упрекает Майкрофта, что у Шерлока всего два телефонных номера в телефоне, всего два близких человека, как и у самого Джона по третьему сезону видно. Он вообще не особо открытый человек же. Хороший, но не склонный к откровенности со всеми и это замечательно!) Кхм, кхм, то есть разумно.
Ну я вот тоже человек избирательный весьма в общении, но у меня за жизнь постепенно накапливаются люди - бывшие одноклассники, коллеги по работе... Их немного, но не два)))
То есть ,в случае с Джоном меня мучает именно диссонанс: он такое значение придает отношениям, и при этом у него так мало народу в ближнем кругу... Это диссонирует. В случае с Шерлоком ничего не диссонирует)) Он всякие "отношения" даже и в третьем сезоне видал далеко и надолго)))

URL
2014-11-08 в 21:39 

Yeti Hunter
Козерог и просто зануда (с) полный пока
как всегда - очень тонко и очень точно =)
я прям душой отдыхаю, читая Ваши размышления на тему)

2014-11-08 в 21:39 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
Yeti Hunter, спасибо)

URL
2014-11-08 в 22:16 

Ailuropoda Aprica
Панда с бутербродом
Я щас не удержусь и утащу себе... не удержусь же... :squeeze:

2014-11-08 в 22:17 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
olga chernyshenko, утащи )

URL
2014-11-08 в 22:41 

Пламя Таннэк
Нам необходимо Искусство, чтобы не умереть от Правды. (с)
Crazycoyote, у Джона трудности с доверием (с)? Отношениям придаёт важность, но чтобы отношения были близкие, нужно обоюдное доверие, а Джон доверился только Шерлоку - тот сам всё увидел, и Мэри)

2014-11-08 в 22:59 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
Пламя Таннэк, трудности с доверием, да... Именно это ему, собственно, боком и выходит в итоге. Если бы не эта проблема, он бы легче пережил и историю с Шерлоком,и историю с Мэри. Не то чтобы легко, но легче.

URL
2014-11-09 в 00:12 

TandMfan
Я чужой на этом празднике жизни, а также на том, еще том, на вон том, и так далее (с)
Сто лет не комментировал, но тут не удержусь - на последнем абзаце уже чуть ли не в голос соглашался "ну да, чорт возьми, именно!!!"
Спасибо! Очень здорово сказано, полностью согласен!

2014-11-09 в 00:14 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
URL
2014-11-09 в 00:17 

wineintheafternoon
vivre sa vie
какой верный пост!
ппкс

2014-11-09 в 00:19 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
wineintheafternoon, спасибо)

URL
2014-11-09 в 00:23 

Rimmaara
"Дети! - говорю я. - Остерегайтесь баобабов!" (А. де Сент-Экзюпери)
Трудности с доверием у Джона, безусловно, офигеть какие. А еще, то он, что Шерлок очень специфично выбирают себе близких людей. То ли опираясь на интуицию, то ли еще фиг знает на что, но в итоге получают, к примеру, Мэри или миссис Хадсон. Что очень показательно. Что до ориентированности Джона на общение, отношения и пр. - имхо это все сугубо внешнее, такая вот маска, с которой привычно жить. Внутренне же он очень замкнут, ибо жизнь по морде била и не раз. И всякий раз после такого биения Джон только еще глубже в раковину заползает

2014-11-09 в 01:01 

Пламя Таннэк
Нам необходимо Искусство, чтобы не умереть от Правды. (с)
Crazycoyote, надо будет перечитать АКД, были ли там у Уотсона такие проблемы, я как-то покупалась на его маску дружелюбия и рассказчика...)

Rimmaara, общительная маска, чтобы было удобней разговаривать с людьми... Видней всего её, кстати, имхо, при встрече с Стемфордом, Джон там как-то не особо охотно общается)

- Ты, говорят, пули ловил, что случилось?
- Пулю поймал. (с)

Вот кто на самом деле оказывается, социопат) Джон всех обманул) Кроме Шерлока с Мэри)

2014-11-09 в 09:15 

samson.o
Есть моменты, когда всё удается, не ужасайтесь — это пройдет.(с) Ж. Ренар
Примите искренний поклон с благодарностью за столь прекрасный и развернутый пост от человека, который ещё года три назад охрип доказывая, что Джон никогда не был заботливой домохозяйкой в бигиди, что на самой деле он с первого сезона "псих" по чище Шерлока, только держит всё в себе и старательо изображает норму и потому на фоне показного шерлокова свинства кажется более адекватным.
:hlop::hlop::hlop:

2014-11-09 в 14:53 

racoonpam
...and just be magnificent
Crazycoyote, ну просто мне всегда казалось, что источник этого штампа - у Дойла. Или я ошибаюсь? Просто в сериале Джона так не воспринимала ни разу, там вроде сразу понятно что к чему.

2014-11-09 в 15:19 

Не буду оригинальной, замечательный пост! :hlop: Хотя, Джона немножко жалко стало... :rotate:
Чесслово, Майкрофт — это намного лучше, чем сестра-алкоголичка
Какие добрые слова о Майкрофте :lol:

2014-11-09 в 15:24 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
Rimmaara, А еще, то он, что Шерлок очень специфично выбирают себе близких людей.
Да обычно)) Они выбирают "подходящих". Я бы не сказала, что это интуиция, я думаю, там есть вполне конкретные какие-то характеристики и критерии, особенно у Шерлока) Но вот как мы видим в случае с Мэри — Джон ее выбрал по одним критериям, а оказалось, что она еще и по другим... очень... специфичная))

Что до ориентированности Джона на общение, отношения и пр. - имхо это все сугубо внешнее, такая вот маска, с которой привычно жить.
Ну нет. У нас есть достаточно много моментов, которые показывают, что это не маска, а именно его ценности. Но при этом на построении близких отношений его срубает. Сколько он там девушек сменил во втором сезоне?)) То есть, он был бы куда более открытым, если бы не всякие травмы душевные. Вот Шерлок вряд ли...

надо будет перечитать АКД, были ли там у Уотсона такие проблемы, я как-то покупалась на его маску дружелюбия и рассказчика...)
Ну, "таких" проблем у него точно не могло быть, поскольку во времена АКД устройство человеческой психики себя вообще сильно иначе представляли. Но таки да, мы знаем о том ,что Уотсон совсем не пушистая няша)))

samson.o, обнимемся! :buddy:

racoonpam, нет, это сугубо фандомный штамп )))

URL
2014-11-09 в 15:25 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
spetta, спасибо :shuffle:
Какие добрые слова о Майкрофте
Я его люблю. В таком, соответствующем холмсовском стиле :-D

URL
2014-11-09 в 20:13 

Манжетка
а зомби здесь тихие...
Crazycoyote,
огромная благодарность, что не поленились все это сформулировать. :red:

2014-11-09 в 20:15 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
Манжетка, на здоровье )

URL
2014-11-09 в 23:34 

Dame Pelagia
Crazycoyote, во времена АКД устройство человеческой психики себя вообще сильно иначе представляли
Мне всегда при встрече с тогдашней литературой интересно: иначе представляли или она и впрямь несколько иначе была устроена, менее "ломкая" из-за большего количества "подпорок" и "привязок", вроде семейных связей, религиозных общин и т.п. Вообще в силу бОльшей, наверное, стабильности и предсказуемости жизни и социальных связей в ней. По крайней мере, есть ощущение, что ценность отношений (любых человеческих) в наше время резко возросла, и страх одиночества вместе с ней - в отличие от эпохи до мировых войн.

2014-11-09 в 23:38 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
LadyMaud, психика - такая штука, что если у человека представления о ней другие, то и сама она уже другая))) да господи, даже сейчас посмотреть на дальневосточных азиатов: вообще другие люди, инопланетяне... а всего лишь в другой культурной парадигме живут. так что и то, и другое))) но тут еще важный момент в том, что Дойл тупо не задавался теми вопросами, которыми современный автор будет задаваться даже если станет писать викторианских Холмса и Уотсона.

URL
2015-01-02 в 17:11 

MiSS DAvinci
Шахматы считались при дворе занятием неприличным
Crazycoyote, во первых строках : С новым годом !:snezh::xmbell: а вот за это: "...одна из вещей, которые я очень ценю в Моффате - это как раз то, что он и в Докторе, и в Шерлоке постоянно пинает вот такие вот фетишизации нездоровых отношений. Не думаю, что прям специально с дидактическими целями, просто так он видит. И мне прям очень нравится. "Нет, это не идеальные отношения вашей мечты, это нездоровая фигня, от которой вы огребете кучу проблем"." примите 10000000000000 благодарностей, чудесно ,что смогли сформулировать четко и лаконично то, что не получалось у меня . :hlop::hlop:

2015-01-02 в 21:43 

Crazycoyote
Долихокефалофил || ХЮЩО больше изнутри || Jackass of all trades
MiSS DAvinci, на здоровье ))) и тоже с праздником)))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Хватит разговаривать с наркотиками

главная