
Всё, в прошлый пост мои многобуквы про Ривер влезать перестали — начинаю новый. Здесь многобуквов будет не меньше. А также непременные гифочки.
Части 1-4 читать тут
5. The Impossible Astronaut/Day of the Moon5. The Impossible Astronaut/Day of the Moon
История про элитный титановый покерфейс Ривер и Доктора, который никак не может решить, шестнадцать ему лет или одиннадцать

- He's interacted with his own past. It could rip a hole in the universe.
- Except he's done it before.
- In fairness, the universe did blow up.
При этом Ривер на тот момент не знает, когда точно их романтические отношения с Доктором начались для Доктора. Примерно понимает, что в Пандорике еще нет, а когда он узнаёт, кто она такая — уже да. Но точно не понимает. Поэтому удивляется, что он не поцеловал ее на прощание. Значит, до этого к более ранней ее версии уже залетал Доктор примерно этого временного периода. Причем неоднократно. К тому же выводу можно прийти, когда они в самом начале сверяют дневники. Это Доктор ровно перед их свадьбой, при этом они уже успели много где побывать и много чего увидеть. Собственно, и Good Night/Bad Night, которые хронологически идут сразу за началом сезона — указывают на то же самое. Итого, у нас получается, что после того, как Доктор оставил Ривер в Стормкейдже после «Дня Луны», он туда начал мотаться с пугающей регулярностью. А оттуда вместе с Ривер — по всему времени и пространству.
То есть, для Доктора эти отношения в развитии действительно выглядят не то что как нормальные, а прямо-таки как самые что ни на есть традиционные. Декорации вроде межгалактической тюрьмы и спасения превращенных в рыбок монаршьих особ тут вообще никого не волнуют, у Доктора жизнь такая, вполне себе бытовые декорации для него. То, что они встречаются в неправильном порядке — тоже, в общем, частности. Нет, его волнует, кто она на самом деле такая, но у меня все время создается ощущение, что оно его волнует, как бы это сказать, несколько отдельно. То есть, его это напрягает, потому что он параноик и контрол-фрик, он не может ей полностью доверять из-за этого — и все время пытается выяснить, когда подворачивается повод и даже без такового. Хотя прекрасно знает, что она ему не скажет до определенного момента. Но спрашивает все равно. Вдруг уже можно? Потому что его это беспокоит очень сильно. И именно потому, что его это беспокоит очень сильно, он большую часть времени задвигает мысли на эту тему в дальний угол. Чтобы они не мешали ему флиртовать с ней посреди толпы сайлентов и летать к Мэрилин Монро. Серьезно. Доктор задвигает свое «обсессивно-компульсивное расстройство» и затыкает ему рот печенькой, чтобы развивать романтические (именно романтические, да) отношения с Ривер. Еще до того, как узнаёт, кто она такая.
Чем дальше смотрю — тем больше с Доктора фигею во всей этой ситуации, честно говоря. Ривер по нему, на самом деле, проехалась настолько глубоко и настолько сильно, как мало кто. Причем с самого начала. Ну да, он сперва на нее тупит, потом от нее шарахается, потом еще какое-то время отрицает, что влюбился (не очень сильно и убедительно, впрочем), потом еще не хочет жениться... Но при этом влюбленность, привязанность, доверие, любовь — у него формируются с пугающей для него скоростью. Да, она его подталкивает — иногда специально, как в «Свадьбе», иногда случайно, как с поцелуем в конце «Дня Луны». Но он, когда она так делает, не сбегает в ужасе на другой край Вселенной, а подталкивается. Она его целует на прощанье, он пугается, чувствует себя страшно неловко и... с тех пор целует ее сам при каждой их встрече. С ума сойти можно. И да, он видит это сперва как романтические, а потом как супружеские отношения. Он строит это сперва как романтические, а потом как супружеские отношения. Сознательно. Получается иногда странно, иногда наивно, иногда чудовищно — потому что он тысячелетний инопланетянин, который периодически ведет себя то как пятилетний ребенок, то как пятнадцатилетний подросток, и у которого в голове периодически бродят тараканы размером с мамонта, похлеще чем у любимой жены. Но он старается. Тупит, боится, переживает, делает глупости — но, черт возьми, старается из всех сил. Чтобы ей было с ним хорошо, чтобы им было хорошо вместе. До тех пор и в той мере, в которой позволяют время и пространство. Это очень трогательно. И очень больно, потому что знаешь, чем все кончится. И вдвойне трогательно, потому что он тоже знает, чем, и ему тоже больно, но он старается все равно... И от этого еще больнее.
Я искренне успела забыть, насколько Доктор в этой паре серий выглядит, как влюбленный идиот. То есть, я помнила, что он там выглядит как влюбленный идиот, но забыла насколько. При всём вышеупомянутом «Ривер, я понятия не имею, кто ты, я тебе не доверяю и не собираюсь» — которое он проговаривает словами через рот (что, кстати, само по себе показательно, обычно он такие вещи молча делает и вообще ничего не объясняя никому). Апофеоз клинча Доктора — это, конечно, когда охеревший вконец Кантон Эверетт интересуется, какого черта тут вообще происходит, а Доктор не думает, что это про инопланетное вторжение и загадочного астронавта. Он думает, что это про Ривер. Доктор. Который «воскресшего» Рори заметил только через пять минут, потому что был чересчур занят Пандорикой и инопланетянами. С Доктором такое смещение фокуса восприятия, прямо скажем, случается очень редко. И по очень выдающимся поводам. И да, в конце он ей, человеку, которому все еще не доверяет, предлагает место в ТАРДИС. Прекрасно понимая, что предлагает это женщине, от которой его на тот момент клинит так, что он про опасных инопланетян вокруг забывает. Давайте в очередной раз насладимся высотой этого эмоционально-коммуникативного подвига гиперконтролика. А потом насладимся сценой с опасными инопланетянами вокруг... Там Доктор под конец от воплей Эми еще спохватывается, мол, чего это он, в самом деле. Но, как мы знаем, через некоторое время у него это войдет в милую семейную привычку.






И да, Мофф как всегда умеет мешать комедию с драмой. И сверху триллером заполировать. И в начале шестого сезона оно какое-то особенно нажористое. Особенно если смотреть по второму разу, когда уже все понятно. Триллера ни рожна не убавляется, зато драмы становится в восемь раз больше. Я очень люблю в этой серии видеть каждый раз, насколько на самом деле Ривер доверяет родителям. Когда смотришь впервые, не понимаешь, почему она вдруг — ни с того ни с сего практически — рассказывает Рори о самом большом своем страхе. В какой-то момент даже кажется, что врет (тем более что врать она там вынуждена много, и хорошо видно, что она врет и не договаривает многое). А потом в конце, на сцене в Стормкейдже, понимаешь: нет, не врала... Ей, на тот момент уже совсем не девочке из «Свадьбы», действительно вдруг стало очень страшно, что они с Доктором расходятся в разные стороны по временной линии. Хоть она и знала, что он не умрет на озере. Ей очень страшно и плохо от одной мысли об этом — и она при первой же возможности делится переживаниями с отцом, как только остается с ним наедине. И до этого говорила родителям, что для нее есть вещь страшнее ее собственной смерти или смерти Доктора. Хотя насчет смерти Доктора врала, конечно.
На самом деле играть в игру "truth or not" по поводу Ривер в этой серии местами бывает интересно. Некоторые вещи не так очевидны, как кажутся. Например, залепила она Доктору пощечину от души или для маскировки? Потом перед Пондами она не слишком-то изображает, что переживает. Эми видит, что нет — не настолько сильно, насколько Эми показалось бы естественным (а она прекрасно видит и чувствует их с Доктором отношения). Ну да, ей надо поддержать родителей, она это знает с самого начала. И готовится к этому заранее. Время, дата, координаты — ей прекрасно известны. Но свою пощечину Доктор получает. Для отвода глаз или она действительно годами ждала, чтобы наконец заехать ему по морде за то, что он устроил? И то, и другое — вполне в духе Ривер. Сами выбирайте, какой вариант вам интереснее. А в себя она стреляла для отвода глаз или потому, что ей на самом деле было хреново? Заново оказаться в самом кошмарном дне своей жизни?
И вот опять: готовность помогать, поддерживать, делать все необходимое — когда ее саму там колбасит так, что монстры не просто лезут из шкафа, а уже канкан танцуют... Она же там не только в дне смерти Доктора оказывается, но еще и в своем кошмарном детстве. И опять ни Доктору, ни родителям ничего рассказать не может. Они все для нее — большая поддержка. Они ее уже знают лучше, они на своем таймлайне через Пандорику вместе прошли. Ей уже не надо настолько сильно от них прятаться. И Доктор себя ведет так, как обычно ведет с ней, когда он уже ее муж, ее Доктор... И она думает, что у них уже какое-то время назад начались отношения, потому что, собственно, это успокаивает. Сильно успокаивает. А потом оказывается, что нет, для Доктора еще ничего не началось. И она опять пугается. Раз — сильная уверенная в себе женщина, способная поддерживать других, даже когда у нее самой сильнейший стресс. Два — девочка из скафандра, которая плачет и просит ее спасти. Вкл-вкл. Моментально. И очень сильно зависит от того, что именно говорит и делает Доктор. Боже, я правда надеюсь, что он достаточно быстро появился в Стормкейдже в следующий раз и они полетели спасать какую-нибудь рыбку...
Ну и о девочке из скафандра. Шесть месяцев, Карл. Шесть ебучих месяцев ребенок шел неизвестно откуда неизвестно куда в поисках родителей, пока не регенерировал прямо посреди улицы. Она знала, что мать ее ищет — у нее стояло фото на тумбочке, она точно узнала Эми, когда увидела. Но предпочла не дожидаться, пока найдет. Маленькая Мелоди, которая выглядит и на фото, и в жизни милейшим ребенком, уже привыкла ни от кого ничего не ждать и делать все сама. Но она все еще не умеет скрывать, как ей плохо и страшно. Мелс — уже будет уметь. Прятаться за маску уверенного в себе наглого чудовища. На самом деле, это один и тот же человек. В Мелс есть Мелоди, в Мелоди есть готовый к убийству Доктора психопат, в Ривер есть они обе. У нее характер, в отличие от Доктора, почти не меняется от регенерации к регенерации, так что Мелоди — уже готовая Мелс, просто повернутая к зрителю другой стороной. А в Мелс есть девочка-из-скафандра, просто ее не видно.
И Ривер, конечно, со временем налаживает и гармонизирует отношения этих частей, становится более цельной, но они из нее выпрыгивают то тут, то там — обычно в стрессовых обстоятельствах. И она заново превращается то в Мелоди, то в Мелс. Вот в «Астронавте» и «Дне Луны» она очень часто Мелоди — девочка, которая совсем одна умирает на задворках Нью-Йорка. Хотя мы тут впервые видим во всей красе ее навыки убийцы, когда она расстреливает сайлентов. Но там она сохраняет контроль вполне. Мелс она, разве что, на озере — когда стреляет сама в себя, выдавая бессмысленную деструктивную реакцию после того, как больше не нужно удерживать Эми, чтобы она не помешала тому, что должно случиться. Как в «Большом Взрыве» с далеком: стрелять, стрелять, стрелять... Чтобы в эти выстрелы поместилось все больно и страшно, которое есть внутри. А потом взять себя в руки. И делать то, что нужно. Для людей, которым она нужна.

ЗЫ И в этот раз мне отдельно хотелось бы поговорить о человеке-боге по имени Мюррей Голд. Тема Мелоди прекрасна всегда, прекрасна в «Хорошем человеке», но тут она прекрасна особенно... Еще и тем, что играет и на Ривер, и на Мелоди. Но этого никто, разумеется, сразу не заметил, а если заметил — то не понял, почему так. А на самом деле нам еще во второй серии сезона сказали, кто такая Ривер. От так от. И еще, конечно, в этой музыке — всё, что вам на самом деле следует знать про Ривер Сонг. Можно не читать, что я тут понаписала, просто послушать. Там всё понятно и всё есть, целиком и полностью... Слушайте божественную музыку:
6. Time of the Angels/Flesh and Stone + The Wedding of River Song ending6. Time of the Angels/Flesh and Stone + The Wedding of River Song ending
Посмотрела по второму кругу хвост от «Свадьбы», чтобы видеть Ривер на этом отрезке временной линии целиком. Исключительно радующее, должна заметить, зрелище. Не то чтобы Ривер тут окружающая реальность не мучает ее прошлым и напоминаниями об ее травмах: у нее тут и версия Доктора та, которая с ней почти не знакома, и епископ, который человек, конечно, хороший, но местами слишком военный на голову, и вообще она там ближе к концу, в лучших традициях себя, предлагает броситься в трещину вместо Доктора... Но и тем не менее, ее там не выбивает из душевного равновесия ни разу. Ее и в конце из него не выбивает, когда она прилетает к родителям и узнает, какой именно это момент их таймлайна. Хотя сам ее поступок, конечно, ужасно сентиментальный: она видит Эми в юности — понимает, что соскучилась, и прилетает навестить Пондов. В то время, когда они уже в курсе, кто она такая. Ей важны отношения с родителями, очень важны. Причем важны именно такими, которыми они оказываются после разрешения всех нестыковок таймлайна: когда все всё про всех знают и можно быть полностью откровенными. Ей важно здесь доверие, важно понимание, важна возможность делиться всем и быть принятой как есть. Они ей и друзья, и семья, и зона комфорта. Доктор тоже. И больше у нее таких людей нет. Да, это я, конечно, в том числе, про Манхэттен. Но сейчас мы не будем думать подробнее об этой чертовой белой обезьяне, мне ее еще смотреть предстоит... вот тогда и напишу.
Так вот, Ривер тут явно находится в состоянии редкого для нее не только внешнего, но и внутреннего спокойствия. И ее все происходящее ужасно прет ))) Если смотреть из ее таймлайна — то очень хорошо понятно, почему. Я в начале первой серии хохотала совершенно истерически, потом умилялась с Эми, потом по второму кругу умилялась с Доктора... Попробуйте, вам понравится. Там прекрасно решительно все. И то, как Доктор раздражается на то, что она управляет ТАРДИС не так, как он. И то, как он потом решительно утверждает, что эта женщина его ни во что не втянет и он не будет ее ловить всегда, когда она откуда-нибудь вываливается (будешь, будешь, и ловить, и за ручку держать, и головы космических роботов тырить и еще бог знает что, чего нам не посчастливилось увидеть на экране). И то, как они одновременно, одномоментно догадываются про одну голову у статуй. И то, как Эми сразу понимает всё про их отношения — точнее, всё, что про эти отношения следует знать по сути. И то, как Доктор этого совершенно не собирается отрицать, хотя не прочь на тот момент поотрицать все остальное, связанное с Ривер. Кроме того, что она его жена. Потому что и он это тоже знает — как знает Ривер, как знает Эми, хотя ей никто ничего прямо не подтвердил.
При этом тут не только Доктор шарахается от Ривер, но и она достаточно сильно держит дистанцию, несмотря на "sweetie" и на то, что она с ним спорит и даже откровенно им командует. Командует, при этом, ровно потому, что Доктор от нее шарахается, ведет себя не как обычное стадо упрямых баранов, а как три стада упрямых баранов разом, а периодически и вовсе впадает в состояние «назло маме отморожу уши», как в истории про Эми и телепорт, где в итоге права оказалась Ривер. Потому что Ривер, как всегда, в первую очередь важно, чтобы были в порядке Доктор и Эми — а Доктор психует, когда на него давят, но на самом деле им в этом смысле можно сваи забивать и ничо ему не сделается. И она это про него прекрасно понимает. Как понимает и во что он способен вляпаться в припадке своего упрямства. Но когда он начинает совершенно откровенно паниковать по поводу Эми, окруженной ангелами в лесу — она просто затыкается и просто молча чинит телепорт. Потому что да, это то место, где Доктор хрупкий и ломается. И это она тоже понимает, и максимально тактично его не трогает. Потому что поддержать на тот момент еще не может: он не примет эту поддержку, он Ривер еще не знает. И она прекрасно понимает и это тоже. Волшебная женщина. So his wife...
Вот здесь как раз хорошо видно, как и в какие моменты Ривер держит эту дистанцию, вынужденную, по причине несовпадения их временных потоков. Она легко показывает, насколько давно и хорошо его знает, легко общается с ним из своей позиции — будто они уже много лет женаты, хотя для него еще и близко нет. Но при этом здесь она даже не пытается лезть глубоко в его личное, даже подходить чересчур близко не рискует к этому самому личному, частью которого она пока не является. И еще, разумеется, очень бережет его будущий таймлайн. Их совместный: ее прошлый и его будущий.


Не могу при этом не отметить, что хоть Доктор от нее и шарахается — и точно так же блюдет пространственно-временную дисциплину (в основном, конечно, потому что в начале уже умудрился ляпнуть насчет профессора и впредь старается не ляпнуть ничего сам и чтобы ему не ляпнули ничего в ответ), он уже в этом эпизоде не просто относится к ней как к равной, он на нее рассчитывает. И временами перед ней совершенно откровенно выпендривается. И ждет от нее очень многого. Да, библиотеки ему вполне хватило на то, чтобы такое отношение сформировать. Он рассчитывает, что она будет успевать за скоростью его мысли. Он ждет, что она ответит на заданный им вопрос — потому что, с его точки зрения, должна до этого додуматься не просто единственная из присутствующих, а вот прямо сейчас. Он способен оценить по достоинству то, что она справилась с телепортом. И хотя он с ней там собачится периодически просто чтобы показать, что он тут не намерен идти на поводу у каких-то там загадочных женщин, они все равно прекрасно работают в команде. К моменту истории с Пандорикой он уже практически перестанет на нее дергаться, а это взаимодействие останется. И где-то там, в процессе этого их взаимодействия, заполированного сверху загадочной для него самого историей его спасения — появится то, что мы потом будем наблюдать в «Астронавте». Хотя на самом деле конечно оно появляется начиная с библиотеки. Просто постепенно и в несколько этапов.
Отдельный момент умиления, который будет умилять меня всегда: Ривер знает древнегаллифрейский, гайз! Учитывая, что количество источников, из которых она могла его узнать, равняется одному, и зовут его Доктор — это вообще одна из самых трогательных вещей, которые мне про них известны. Уже того, что он решил/согласился ее научить, причем именно древнегаллифрейскому, мне кажется, достаточно, чтобы издохнуть от умиления. А кто жестокосердный суровый тип — тот может еще в подробностях представить сам процесс и все-таки от умиления сдохнуть, потому что невозможно же.

Еще, конечно, совершенно прекрасное тут — отношения Ривер и Эми. У них да, очень специфическая тайми-вайми коммуникация. Ривер всю дорогу откровенно ей умиляется, потому что очень давно не видела ее настолько молодой и неопытной. Интересный опыт, доступный только путешественникам во времени: смотреть на свою мать, как старший на очевидно более младшего. Все же когда их временные линии совпадают сильнее, они общаются в первую очередь как равные и как подруги. А тут — что-то особенное. И тоже ужасно трогательное. Насколько Ривер по отношению к ней заботлива, насколько старается ее защитить... И при этом — насколько искренне рада их общению, ей на самом деле интересно с Эми даже в такой вот значительно более младшей ее версии. И при этом — насколько она периодически Эми совершенно искренне восхищается.
Ни за что бы не подумала, что серии про Альфава Метраксис вызовут у меня на сто три килограмма больше радости и умиления, чем «Астронавт» и «День Луны», но в таком порядке просмотра они их вызывают категорически и неизбежно. Моффат очень Моффат, потому что самые трогательно-забавные эпизоды — одновременно и самые жутенькие. Давайте флиртовать, когда нас собираются убить какие-то монстры и чудовища, давайте совершать трогательные признания, когда вокруг творится полный пиздец, давайте целоваться перед концом света — потому что мы чокнутые, мы адреналиновые наркоманы, у нас такие развлечения... И потому что иначе на все это времени может и не найтись. Никогда.
В Своей доброте
Господь дарует нам, что мы хотели —
Любовь во время войны.
7. Rain Gods + промежуточные итоги и сопутствующие размышления7. Rain Gods + промежуточные итоги и сопутствующие размышления
Поскольку этот мини-эпизод у меня категорически никуда не пристегивается, вместо этого пристегну к нему парочку размышлений, которые у меня не влезли в остальные места. На самом деле, тут оказалось очень удобное место, чтобы «подбить баланс». Потому что хотя вся эра Одиннадцатого — одна большая трехсезонная арка, все же 7 сезон отличается от 5-6 сезонов, как небо и земля. Или как небо и пиздец. Вот при всем, что творилось с Двенадцатым, для меня 7 сезон по сю пору самый страшный. Кончился он, конечно, в юбилейке и спэшле в итоге совершенно катарсически (Моффат: спасибо, что не РТД). Но от середки до конца был тотально, беспримесно пиздецов по моим личным ощущениям. После этого я начала верить Моффату, пожалуй. И в девятом сезоне мне не было так жутко, потому что я знала, что он в итоге вырулит. А вот в седьмом я вообще не понимала, куда и во что может весь этот тотальный хтонический пиздец разрешиться — и изрядно боялась повторения для себя «Конца времени», от которого, собственно, только благодаря Моффату и оправилась. Желающие приникнуть к тому, что я думала и чувствовала на эту тему, могут это сделать тут, тут и еще тут. Но это отдельный разговор, в данном случае важно только, что седьмой сезон, начиная как раз с Манхэттена, мне давался очень морально тяжело. Поэтому для меня часть истории Ривер из сезонов 5-6 — совсем не то же самое, что из сезона 7. И даже «Боги дождя» для меня уже совсем другие, они уже оттуда... Поэтому тут я хочу сделать паузу и проговорить «промежуточные результаты», прежде чем перемещаться в совершенно другую для меня эмоциональную плоскость.
Тут, впрочем, есть еще один момент, помимо моих личных эмоциональных ощущений: арка Ривер в 5 и 6 сезонах — это единая, заранее спланированная сюжетная линия. Что становится совершенно понятно, если посмотреть серии в ее порядке. Линия, которая развивается совершенно логично и последовательно. Только нам ее «нарезали» не в той последовательности. И в итоге последняя точка по хронологии сериала — это «Свадьба», на самом деле стоящая почти в самом начале истории для самой Ривер. Собственно, основная тема этой линии — кто Ривер такая, откуда взялась и в чем суть ее отношений с Доктором. Все более поздние серии мы смотрим уже несколько другим взглядом, будучи в курсе ее личности и ее истории полностью. Так что и по этому поводу тоже есть смысл подбить итоги 5-6 сезонов, прежде чем двигаться дальше.
Тут снова нужно переключиться обратно на прямой таймлайн сериала с таймлайна Ривер. Чтобы посмотреть, как именно и в каком порядке мы узнаем о ней информацию. Итак, в библиотеке мы узнаём, что она какой-то очень важный человек из будущего Доктора, который дофига о нем знает, причем периодически — вещи совершенно исключительные. И Доктор понимает это окончательно, когда она ему называет его имя. На Альфава Метраксис в нас впервые через Эми закидывают теорию, что она его жена, а также мы узнаём, что она сидит в тюрьме за убийство «очень хорошего человека». Во время событий с Пандорикой мы выясняем, что она каким-то загадочным образом оказывается на свадьбе у Эми, причем вместе со своим дневником, который остался у нее, хотя из него стерлась вся информация о Докторе. В «Астронавте»/«Дне Луны» нам показывают загадочную девочку из скафандра, у которой на тумбочке стоит фотография Эми, которая обладает нечеловеческой силой и способностью к регенерации. В «Хорошем человеке» мы узнаем, что девочка из скафандра — это Мелоди, а Мелоди — это Ривер. В «Гитлере» мы узнаем про то, что Мелоди после регенерации нашла родителей, росла рядом с ними и была их лучшей подругой (а Эми назвала свою дочь в честь своей дочери), что она пыталась убить Доктора, а потом спасла его — в первый раз для себя, но далеко не в первый для нас. В конце "Closing Time" мы, наконец, видим непосредственно Ривер непосредственно в скафандре. И, наконец, в «Свадьбе» мы выясняем, что Ривер — на самом деле жена Доктора. И на самом деле его не убивала. Хотя сидит в тюрьме именно за его убийство.

Моффат здесь катает зрителей на очень веселых американских горках, заставляя то доверять ей, то снова не доверять — и не быть ни в чем уверенным. Библиотека — она всем нравится и всем ее очень жалко. Альфава Метраксис — все подозревают ее в плохом, несмотря на помощь Доктору. Пандорика — она спасает Доктора и помогает ему, зашибись. Астронавт — вроде все хорошо, но она странно себя ведет. Демоны — сперва мы ей опять не доверяем, а потом доверяем. Гитлер — сперва пиздец, потом хорошо. Время — всем очень жалко Ривер. Свадьба — сперва все вообще не понимают, что она творит, потом наконец понимают всё окончательно. Учитывая, что таймлайн сериала — это еще и таймлайн Доктора, то в зрителя Моффат загружает, собственно, примерно те же ощущения, которые должен испытывать в процессе происходящего сам Доктор. При этом, как я уже говорила, ему весь этот компот из морально-коммуникативных терзаний и тайми-вайми совершенно не мешает развивать свое к ней отношение очень линейно и последовательно от библиотеки до свадьбы. Любой нормальный человек в формировании привязанности проходил бы примерно те же этапы, там развитие и становление чувств Доктора прямее и традиционнее некуда. Вот на этих американских горках, да. Nothing can stop this, натурально.
При этом Ривер, со своей стороны, отношение Доктора к себе и развитие этого отношения должна собирать как паззл из очень и очень непоследовательных кусочков. В «Гитлере» она знает, что она — очень значимый и совсем не чужой для него человек. В «Свадьбе» он знает о ней уже всё, женится на ней, потом ворует ее из Стормкейджа на ТАРДИС, причем, судя по всему, вперемешку с более ранним собой периода от «Астронавта» до «Свадьбы». Потом ей начинают попадаться его еще более ранние версии... Вообще в голове это должно создавать знатный трэш, потому что ты видишь то своего мужа, то недавно влюбившегося в тебя человека, то того, кто тебя почти не знает. И расставить все это по порядку, чтобы понять вообще, как он к тебе относится/относился/будет относиться — совсем непросто. Она не видела формирования его чувств к ней, причем не видела довольно долго. Еще и поэтому ей понадобилось столько времени, чтобы на эту тему хоть как-то успокоиться и устаканиться. Хотя, как мы теперь знаем, до конца она не успокоилась и не устаканилась вплоть до Дариллиума.
Вот смотрите, например... Он ей не признавался в любви или признавался, но она этого еще не знает, потому что это ее будущее? А какой это момент в таймлайне Доктора в таком случае? Виделись или не виделись они после Пандорики? И почему он вдруг так открыто демонстрирует свои чувства — из-за того, что с ними во время Большого Взрыва произошло или из-за чего-то, о чем она еще не знает? А что это было за событие? А вот сейчас они уже женаты или еще нет по его таймлайну? В какой момент и какую степень доверия и откровенности он проявляет к ней? И так далее, и тому подобное... Вы бы тоже много в чем сомневались в таком раскладе, уверяю вас. Даже с монолитно здоровой и устойчивой психикой. Впрочем, к моменту крушения «Византии» она на самом деле успокаивается насчет Доктора совершенно явно. А потом случается Манхэттен... Но не сразу.
В общем, «Боги дождя», самый короткий сценарий Геймана в истории человечества. На самом деле — выпавший эпизод из «Жены Доктора», который он потом переписал с Доктором и Ривер. Что можно вместить в полторы минуты? Изначально — не очень много. Действительно просто дополнительный забавный момент в сценарии, который из него отвалился без особого ущерба для сценария («Жена Доктора» — это все еще один из лучших эпизодов эвер). Что можно вместить в полторы минуты, если добавить туда Ривер и поместить это на таймлайне Доктора в район жуткого конца седьмого сезона? Всё. Кто они друг для друга, что такое их жизнь и их отношения, зачем это, почему и куда... И почему, собственно, похрен даже на то, что Ривер на тот момент для нас — окончательно и навсегда эхо в библиотеке. Похрен даже на то, что сейчас мы уже видели Дариллиум и знаем, что это ее первая и, значит, последняя встреча с Двенадцатым. It's called marriage, honey.

Доктору там хреново, очень хреново, максимально хреново с момента «Конца времени». И он там при этом себя ведет чуть ли не как в начале пятого сезона. В «Мужьях» все заметили, как меняется поведение Ривер в присутствии Доктора. А как меняется поведение Доктора в ее присутствии? ) Вот в «Богах» это очень хорошо отсекается, особенно если их с «Мужьями» сопоставить, а потом и с остальными сериями. О, этот режим радостного придурка тринадцати лет, с которым нравящаяся ему девочка согласилась пойти погулять! Он всегда так на жену реагирует. Всегда. Через сто лет, через двести, через триста, через тысячу... Ужасно женатая пара, знающая друг про друга всю хуйню, переругивающаяся друг с другом в фоновом режиме («Дорогой, ты опять творишь хрень!» — «Не говори так!» — «Но ты творишь хрень!» — «Это не хрень!» — «Нет, полная хрень!»), люди, которых жизнь побила всеми местами обо все углы пространственно-временного континуума, прошедшие вместе через что угодно, привыкшие друг в друге ко всему, принявшие друг в друге всё, в том числе страшное, неприятное и болезненное — и по-прежнему влюбленные друг в друга по уши, как два подростка.
Им друг об друга больно периодически — из-за того, как сложилась их совместная история, из-за того, что у них было и будет, из-за того, что они скрывают друг от друга, как им больно, и ранят друг друга этим, хотя пытаются защитить. Но это не история про боль, хотя там много боли. Они встречаются в неправильном порядке, они расходятся в разные стороны пространства и времени, с ними постоянно творятся страшные и опасные вещи, у них не так много возможностей быть вместе столько, сколько хочется, так, как им хочется. Но это история не про потери и расставания, хотя там много потерь и расставаний. Это, в конечном счете, всегда история про то, как два человека друг напротив друга спорят, держатся за руки, смеются, флиртуют, выясняют отношения, говорят комплименты, заботятся, переживают — живут. И счастливы друг рядом с другом, несмотря ни на что. И смотрят друг на друга так, будто это их первое свидание. Через сто пятьдесят лет, через пятьсот, через тысячу пятьсот... Всегда.
Спасибо, Нил. Я всегда знала, что ты тоже понимаешь. Я видела, как ты смотришь на жену. Конечно, ты понимаешь...
Докторообзорам
@темы: просто Доктор, чудо-трава, повадки хомосапиенсов, дерби в Кентукки упадочно и порочно, майндфак
Спасибо.
Надо тоже пересмотреть все по порядку. Чтобы обсуждать.
arcane, сердечки я люблю ) и обсуждать тоже люблю
И влюбленный по уши Одиннадцатый — зрелище, на которое я могу смотреть вечно. Он такой прекрасный! И он очень-очень старается, это так цепляет. Как Ривер вообще после этого говорит о безответности своей любви? Ну, конечно, воды утекло много, она кучу всего пережила, у нее есть, как ей кажется, причины сомневаться в верности Доктора, но...
Ооооо, кто-то узнал прототип, ггг ))))
И вообще в полном восторге от него.
А напишите туда комментарий под ним? )) Соавтору моему тоже приятно будет ))))
И влюбленный по уши Одиннадцатый — зрелище, на которое я могу смотреть вечно. Он такой прекрасный!
Даааа
Как Ривер вообще после этого говорит о безответности своей любви?
Тут есть такой момент, что Ривер очень хорошо понимает, что такое Доктор. Как и Вастра, например — и можно вспомнить ее разговор с Кларой, где она примерно про то же самое говорит. Никогда не нужно уменьшать личность Доктора до человекоразмерного удобоваримого формата. Ривер в этом смысле все правильно понимает. А вот чего она не понимает — так это того, о чем мы говорили в комментах к прошлой части текста: Доктор ее всегда воспринимает равной себе. Требует как с равной, дает как равной и отношения с ней строит как с равной. Единственный момент, когда нет — это в "Гитлере" и "Свадьбе" до концовки. Там он некоторое время считает, что ей пока слишком мало лет. Но это именно возрастная разница, она все равно равное существо, просто сильно младше его.
Залепить Доктору оплеуху - это, по-моему, естественное желание каждого, кто провёл с ним некоторое время. Помнится, Донну я полюбила сразу и безоговорочно потому, что это - первое, что она делает, оказавшись в ТАРДИС. Так что я поддерживаю эту версию. За то, что он организовал своё спасение и никому ничего об этом не сказал... я, наверное, представляю себе, как это у него в голове всё прекрасно и логично обосновано, но по морде он за это заслужил.
У меня ощущение, что да — по тем событиям, что после «Гитлера». У них очень нестандартные отношения, конечно, из-за всего, что у них в жизни получилось, но Понды после первого шока себе это прекрасно в голову укладывают. Что она и Ривер, и Мелс, и их дочь.
я, наверное, представляю себе, как это у него в голове всё прекрасно и логично обосновано, но по морде он за это заслужил
Вот да, примерно то же самое могу сказать )))
Какие же у них чудесные отношения, и какой Ривер на редкость чудесный женский персонаж!
И да, вот с ней Доктор был именно влюбленный и на это на редкость было приятно смотреть. И вот эту нежную любовь Доктора, это отношение, как к самому родному человеку, вот от всего этого делается тепло и уютно. И приятно видеть на экране не драматическую влюбленность, а именно отношения - удивительно гармоничные и удивительно прекрасные.
Какие же у них чудесные отношения, и какой Ривер на редкость чудесный женский персонаж!
Даааа, там столько красоты, боже
И приятно видеть на экране не драматическую влюбленность, а именно отношения - удивительно гармоничные и удивительно прекрасные.
ДА! Причем именно супружеские, на самом деле, отношения — при всей их причудливости. Они именно люди, которые давно вместе, которые друг про друга знают всю хуйню, но все равно друг друга любят... и это вот прекраснее всего.
Вот правда, восхищает то, с каким спокойствием Ривер воспринимает Доктора, который ещё так далеко от неё.
И насколько в этих обстоятельствах - она в тюрьме, её пихают в очень неприятную миссию, она постепенно, встреча за встречей, теряет Доктора - она сохраняет способность радоваться, получать удовольствие от жизни, и как-то, не знаю, искрить.
У Доктора такое лицо, когда он её здесь впервые видит... какое-то столкновение с роком. Причём изначально в сценарии был флэшбек, но в итоге его вырезали, и правильно, потому что Мэтт этот флэшбек просто сыграл, Доктор смотрит на монитор, и у него на лице читается Библиотека.
И ещё одна мысль вообще ни к чему: в рождественском эпизоде и разбившемся корабле мне увиделась визуальная параллель с упавшей Византией. В общем-то, и там, и там это - символ неизбежности, наверное.
Хотя мне кажется, что она там уже успела привыкнуть к тому, что они встречаются с Доктором как попало. Слава богу, что не в категорически обратном порядке — так что можно расслабиться и получать от всего этого удовольствие
Причём изначально в сценарии был флэшбек, но в итоге его вырезали, и правильно, потому что Мэтт этот флэшбек просто сыграл, Доктор смотрит на монитор, и у него на лице читается Библиотека.
Чего Мэтт умеет делать лицом и глазами, вообще ни слова ни говоря — это вообще тема для отдельной многостраничной оды. Потому что ыаааыыыуууаааа.
И ещё одна мысль вообще ни к чему: в рождественском эпизоде и разбившемся корабле мне увиделась визуальная параллель с упавшей Византией. В общем-то, и там, и там это - символ неизбежности, наверное.
Мофф, на самом деле, умудрился в «Мужьях» отсылки ко всем практически эпизодам с Ривер наоставлять. Когда пересматриваешь все остальное после спэшла — очень хорошо заметно. И да, все эти отсылки очевидно не просто для декорации.
Вот я это очень долго не понимала, да. Я такая "А что это за штука, что это она чувствует такое?". А это доверие, оказывается. Вообще совершенно безграничное с какого-то момента. Да, я очень медленная, наверно.
Кто-нибудь, напишите фанфик...
Ух ты! Да, да, да, я тоже хочу такой фанфик! Это такая прелесть, что урурур!
*ускакала в закат*
С "чувствами Шерлока" та же фигня, кстати ))) Он очень редко эмоционально выражает свое отношение к людям. Тоже надо из его действий и поведения выводить. Поэтому все обычно на эту тему продолжительно тупят.
она удивительно витальная вообще, причем даже при бОльшем градусе пиздеца и бОльшей душевной нестабильности. И вот я все время думаю, что насколько же она в этом — плод любви своих родителей. Такая воплощенная любовь Пондов, которая все равно на стопицот процентов состоит из жизни и любви, что бы вокруг ни происходило.
Ой, какая точная формулировка)
Хотя мне кажется, что она там уже успела привыкнуть к тому, что они встречаются с Доктором как попало. Слава богу, что не в категорически обратном порядке — так что можно расслабиться и получать от всего этого удовольствие
Да, наверное, так. Но это всё равно могло бы быть весьма болезненно, а она - да, и в этом зачастую находит своеобразное удовольствие))
А мне интересно, какая часть того, что нам показали в спешле, происходит в этой голове постоянно. Без веществ. Там постоянно драмы и перфомансы?
Ох, меня не отпускает, вот никак.
Да )))
А мне интересно, какая часть того, что нам показали в спешле, происходит в этой голове постоянно. Без веществ. Там постоянно драмы и перфомансы?
Можно сравнить с головой Шерлока в предыдущие разы. Собственно, чем у него сознание яснее — тем более лучше там все строем ходят )) Одна только Ирэн не слушается, ужасная женщина ))))) В него выстрелили, он на грани болевого шока — и все, образы поползли вообще в абсурд. У него измененное состояние сознания от веществ — и субличности идут вразнос и творят что хотят. Он в здравом уме расследует дело — и все, там вообще ничего лишнего нет в голове. Кроме, повторюсь, Ирэн )))
И еще. В эпизоде Rain gods есть совершенно чудный момент, когда Ривер спрашивает Доктора, есть ли у него план, а тот отвечает что-то в стиле (не помню дословно) "почему это у меня должен быть план, придумай сама, я же уже выбрал ресторан". И вот это та фраза, которую я не могу представить обращенной к кому-то еще, кроме нее.
спасибо, мне очень приятно )))
С огромным интересом слежу за этой серией публикаций про Ривер, и вот сейчас зарегистрировалась на этом сайте только для того, чтобы задать вопрос.
тем более приятно. извините, что пришлось дополнительно хлопотать - я побаиваюсь анонимных комментариев у себя в дневнике.
Вопрос, собственно, такой: то есть вы считаете, что эпизод "Боги дождя" для Доктора по хронологии где-то в конце седьмого сезона? Уже после того, как он познакомился к настоящей Кларой? А почему так?
где-то во второй половине седьмого сезона. где именно - вопрос. на самом деле, это вычисляется чисто технически: по костюму Доктора. он этим чудесным костюмчиком обзаводится уже непосредственно в викторианской Англии. собственно, для маскировки под ландшафт. а в викторианской Англии он никуда не летал, он сидел на облаке и стродал. так что это точно после снеговиков. где именно после — возможны варианты. что там никакого Дариллиума не было, мы в курсе после нынешнего спешла. Доктор ее так дотуда и не довез.
вообще я про это хотела как раз дальше писать, но вкратце могу и тут... получается примерно так. на Манхэттене Доктор теряет Пондов — и сидит один в викторианской Англии. с Ривер они там расстаются в конце Манхэттена безо всякого Дариллиума. она отказывается летать с ним постоянно, хотя он ей предлагает. то есть, там даже намека на Дариллиум нету. дальше у нас возможны варианты, где именно Доктор снова с Ривер встречался, но это его таймлайн уже с Кларой. и что мы можем теперь сказать точно после "Мужей" - что когда он встречается с проекцией Ривер на Трензалоре, Дариллиума для него еще не было. таким образом, он там с ней не для себя прощается, он там с ней для нее прощается, по ее просьбе. и в надежде, что она после этого сможет успокоиться и перестать спасать его даже после смерти. это не его прощание, это ее прощание. так что "Боги" могут быть даже после "Имени Доктора", он все равно знает, что Дариллиума еще не было. а должен. (что он обо всем этом думает, собираясь помереть на Трензалоре - тема для отдельного сложного разговора про Доктора, пиздец и континуум).
Да, планы он больше никому не доверяет, это правда )))
вот это мне в них (в ней?) особенно нравится, я в Ривер влюблялась как Доктор - чем дальше, тем больше) и, кстати, если бы Мужья были последним эпизодом не только Моффата, а вообще, я бы даже не смогла огорчиться - мне там так додали просто)))
И смотрят друг на друга так, будто это их первое свидание. ... Всегда.
вот ещё именно насчёт того, как он на неё смотрит (то есть, как она на него смотрит - это тоже такое, что словами не описать, но вот когда такое же возвращается обратно, меня разрывает на тысячу хомячков). До их истории я была стопроцентной розофеечкой, и меня тоже пёрло, как Доктор на неё смотрел, но тут, это словно новый уровень, словно "вот вы посмотрели, что это такое, когда Доктор влюбляется, а теперь смотрите, каково это - когда Доктор на своей возлюбленной ещё и женится"
ну, я бы огорчилась, но не из-за линии Доктора и Ривер. ту да, додали еще как ))))
это словно новый уровень, словно "вот вы посмотрели, что это такое, когда Доктор влюбляется, а теперь смотрите, каково это - когда Доктор на своей возлюбленной ещё и женится"
для меня очень важно, что они женаты. принципиально важно. и то, что Моффат на этом вполне сознательно акцентируется. как и в отношениях Пондов, собственно. но Пондов мы не видим в такой долговременной перспективе на экране. в современной поп-культуре много романтики, но очень мало романтики именно вот такой: когда люди давно-давно вместе - и при этом вот так друг к другу относятся...
Извиняюсь, а где вы видели, как Нил смотрит на жену?